ЗАКОН   МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОЛЕНЕВОДСТВЕ
Настоящий закон определяет правовые, экономические, природоохранные и социальные основы эффективного и устойчивого развития  северного оленеводства  как  неотъемлемой  части традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего закона
Целями настоящего закона является  установление  правовых, экономических, природоохранных и социальных гарантий стабильного развития оленеводства; установление преимущественного права коренных малочисленных народов Севера на занятие оленеводством.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе.
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
Северное оленеводство- традиционно сложившийся вид этнохозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, направленной на разведение и использование  домашних северных оленей.
Домашние северные олени- млекопитающие, относящиеся к отряду парнокопытных, отличающиеся принадлежностью к определенной, выведенной народной селекцией породе, использующие кормовые ресурсы тундры, лесотундры и тайги, являющиеся основой для получения материальных ценностей в виде мяса, субпродуктов, шкур, рога, пантов, эндокринно-ферментного сырья
Стадо  домашних оленей - форма организации разведения и выпаса домашних северных оленей, имеющее свою половозрастную структуру, маршрут и график кочевий. Стадо оленей является объектом для проведения зоотехнической и ветеринарной работы.
Оленевод – лицо, непосредственно занятое разведением оленей, их зоотехническим и ветеринарным обслуживанием, сохраняющее традиционный уклад жизни ( зооветспециалист, бригадир, пастух, чумработница).
Оленьи пастбища – земельные угодья, покрытые естественной растительностью, имеющие запас подножных кормов, необходимый для круглогодичного или сезонного выпаса домашних оленей и закрепленные в соответствии с правовым титулом за оленеводческим хозяйством.
Оленеемкость пастбищ- показатель, характеризующий оптимальное количество оленей,  которых можно содержать на конкретном участке  выпаса в течение установленного срока без ущерба для запасов кормовых растений, выражаемый в оленеднях.
Оленеводческое хозяйство- хозяйство, в котором имеются оленьи пастбища, стадо оленей, ведение которого осуществляется физическими  или юридическими лицами, сохраняющими  и поддерживающими традиционную систему содержания оленей.
Система содержания оленей – включает традиционно используемые варианты содержания оленей:  постоянно  управляемый выпас стада или полувольное содержание оленей  на частично огороженных пастбищах .
Правовой титул- правовое основание владения или приобретения права владения, основанное на совокупности юридических факторов.
Государственный протекционизм (поддержка) - обеспечение в соответствии с федеральной и областной программами гарантированного развития  оленеводства и социально-экономического развития населения Магаданской области, традиционно занимающегося оленеводством.
Статья 3. Олени, оленьи пастбища как объекты гражданских прав
Олени, оленьи пастбища в имущественном отношении и связанных с ними личных неимущественных отношениях являются объектом гражданских прав. К ним относятся общие правила, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации об имуществе, поскольку настоящим  законом , законами Магаданской области и иными нормативными правовыми актами не установлено иное.
Статья 4. Правовое регулирование в области оленеводства.
1.Правовое регулирование в области оленеводства осуществляется  в соответствии с   Конституцией Российской Федерации, законами и нормативными актами Российской Федерации, настоящим законом, другими законами Магаданской области , а также общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами, регулирующими  вопросы оленеводства.
2. В качестве регулятора отношений в области оленеводства признаются также традиции и обычаи коренных малочисленных народов Севера.
Статья 5. Государственное  регулирование северного оленеводства
Основные принципами государственного регулирования северного оленеводства являются:
1.Государственная поддержка северного оленеводства направлена на  создание и поддержание  режима расширенного воспроизводства домашних северных оленей, обеспечение заготовки, переработки и реализации продукции оленеводства, предоставление продукции северного оленеводства для государственных нужд и для коренного населения.
2.Установление и поддержание  режима рационального природопользования, обеспечивающего сохранность оленьих пастбищ, отличающихся повышенной экологической уязвимостью.
3.Предоставление государственных гарантий и компенсаций коренным малочисленным народам Севера в целях возмещения им повышенных затрат на ведение северного оленеводства.
Статья 6. Право на приоритетное занятие оленеводством
1.Право на приоритетное занятие оленеводством закрепляется за коренными малочисленными народами  Севера, традиционно занимающимися разведением северных оленей.
2.Право на приоритетное занятие оленеводством имеют:
а) юридические лица независимо от организационно-правовой формы, созданные и зарегистрированные в установленном порядке,  находящиеся на территории Магаданской области и имеющие в качестве основного вида деятельности занятие традиционным оленеводством;
б) физические лица- представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие на территории Магаданской области, представители иных национальностей, имеющие родственные или семейные связи с представителями коренных малочисленных народов, проживающие на территории области и занимающиеся оленеводством как традиционным видом деятельности.
3. Переуступка права на приоритетное занятие оленеводством лицами, имеющими данное право, иным лицам, не указанным в настоящем законе, запрещена.
Статья 7. Реализация принципов кооперации в оленеводстве
Оленеводческие хозяйства независимо от форм собственности могут
входить в другие коммерческие и некоммерческие организации на условиях слияния или присоединения, объединяться в союзы и ассоциации  оленеводов (оленеводческих хозяйств) на принципах сельскохозяйственной кооперации в целях совместной переработки, сбыта и реализации продукции оленеводства, а также материально-технического обеспечения оленеводов и оленеводческого производства на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Содействие сохранению и развитию северного оленеводства
1.Содействие сохранению и развитию северного оленеводства осуществляется посредством реализации целевых программ в области северного оленеводства и финансирования регионального внебюджетного фонда развития северного оленеводства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законами Магаданской области.
2. В состав руководителей регионального внебюджетного фонда развития северного оленеводства должны входить представители коренных малочисленных нородов Севера.
3. В целях создания благоприятных условий для развития северного оленеводства администрация Магаданской области и администрации административных районов с учетом мнения общественных организаций коренных малочисленных народов Севера устанавливают механизм участия коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях их традиционного природопользования.
Глава II.  Оленьи пастбища
Статья 9. Правовой статус оленьих пастбищ.
1.Правовой статус оленьих пастбищ и режим их использования устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
2. Оленьи пастбища, по каким-либо причинам не осваиваемые , представляют собой резерв для использования в оленеводстве и   включаются в состав госземфонда и гослесфонда.
Статья 10. Управление оленьими пастбищами.
1.Земли, входящие в оленьи пастбища, заносятся в государственный земельный кадастр. Порядок ведения кадастра оленьих пастбищ ,форма документации,периодичность уточнения и обновления устанавливаются Правительством Российской Федерации, а работы по кадастровой оценке оленьих пастбищ  проводятся специальным уполномоченным территориальным органом по земельным ресурсам и землеустройству Магаданской области.
2.Управление оленьими пастбищами осуществляется на землях, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации, на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федкрации, органами исполнительной власти субьектов Российской Федерации, на землях, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления.
3.Землеустройство оленьих пастбищ проводится по решению администрации Магаданской области, органов местного самоуправления или по ходатайству собственников, владельцев оленьих пастбищ, землепользователей, арендаторов, а также по инициативе специального уполномоченного органа по земельным ресурсам и землеустройству Магаданской области и осуществляется специализированными проектными организациями по землеустройству за счет заказчика.
4.Контроль за рациональным использованием оленьих пастбищ, соблюдением межхозяйственных отношений и границ прогонов осуществляется органами государственной власти Магаданской области, государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Магаданской области и органами местного самоуправления  в порядке, установленном  Правительством Росийской Федерации, и действующим законодательством.
Cтатья 11. Порядок предоставления оленьих пастбищ
1.Пастбищные угодья предоставляются бесплатно в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектами землеустройства  оленеводческому хозяйству на одном из правовых титулов:
а)на  праве общей собственности ;
б)на праве пожизненного наследуемого владения;
в)на праве постоянного (бессрочного) владения;
г)на праве временного (долгосрочного) владения;
д)в аренду, которая может быть как основным титулом владения пастбищного участка, так и дополнительным к основному.
2.Минимальный размер пастбищного участка определяется технико-экономическим обоснованием проектов землеустройства. Необходимым условием установления предельного размера участка является обеспечение рационального использования пастбищ, недопустимость потерь биологической продуктивности растительного покрова и превышения  фактической оленеемости пастбищ.
3.Оленьи пастбища предоставляются с правом комплексного использования возобновляемых природных ресурсов оленеводами или оленеводческими хозяйствами в соответствии с земельным и лесным законодательством, а также в соответствии с нормами, установленными органами исполнительной власти Магаданской области и органами местного самоуправления, на основе оценочного баланса на конкретное оленье пастбище.
4.Орган, уполномоченный решать вопрос о предоставлении оленьих пастбищ, в месячный срок принимает решение о размерах и местоположении предоставляемых в натуре оленьих пастбищ.
5.Пастбищный участок выделяется в соответствии со схемой землеустройства
6.Решение об отказе выделения пастбищного участка может быть обжаловано в суде, равно как и действия должностых лиц, нарушающих права на получение подобного учатка, в том числе сокрытие информации о наличии свободных пастбищ в составе земель запаса и фонде перераспределения земель
7.Оленеводам или оленеводческим хозяйствам для ведения северного оленеводства оленьи пастбища могут предоставляться из земель запаса, в том числе из фонда перераспределения земель, или из земель лесного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. При предоставлении оленеводам или оленеводческим хозяйствам дополнительных оленьих пастбищ используется принцип компактного размещения ранее предоставленных и дополнительных оленьих пастбищ.
9.При наличии нескольких претендентов на получение оленьих пастбищ для ведения оленеводческого хозяйства на землях запаса или землях лесного фонда выбор претендента, которому предоставляются такие оленьи пастбища, проводится на конкурсной основе органами местного самоуправления по месту нахождения данных оленьих пастбищ.
Статья 12. Изъятие оленьих пастбищ
1.В исключительных случаях территории оленьих пастбищ у собственников, пользователей и арендаторов по решению органов государственной власти Магаданской области в пределах их компетенции изымаются для иных государственных и мунициапльных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим законом.
2.Изъятие оленьих пастбищ для несельскохозяйственных нужд может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектов, правовых актов, разрешающих изъятие, при условии достаточности оленьих пастбищ для развития оленеводства.
3.В случае нецелевого ,  ненадлежащего , то есть с грубыми нарушениями рекомендаций землеустроительного проекта  использования пастбищного участка, а также неиспользования из-за    утраты стада ,оленьих пастбищ  в течение трех лет, данный участок по представлению компетентных органов может быть изъят у его собственника, владельца, пользователя , арендатора и передан полностью или долями по согласованию с другими субъектами оленеводства для  надлежащего целевого использования в порядке и на условиях, предусмотренных решением органов исполнительной власти Магаданской области и местного самоуправления
4.При изъятиии территорий оленьих пастбищ для государственных и муниципальных нужд собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам этих участков по согласованию с ними предоставляется компенсация в виде аналогичных территорий, пригодных для целевого использования в качестве оленьих пастбищ и возмещаются в полном объеме все другие убытки, включая упущенную выгоду, в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством Магаданской области.
5.При недостижении согласия о предоставлении компенсации в натуральной форме органы исполнительной власти, принявшие в установленном порядке решение об изъятии территории оленьих пастбищ для государственных и муниципальных нужд, имеют право на изъятие территории в судебном порядке.
6. Исходя из приоритетности  прав занятия оленеводством  для жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, в случаях изъятия территорий оленьих пастбищ для государственных и муниципальных нужд, находящихся во владении и пользовании на правах пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и долгосрочной аренды, прекращение указанных прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным настоящим  законом  и действующим законодательством к правам собственников территорий оленьих пастбищ.
Статья 13. Возмещение ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства
1.Юридические и физические лица обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный ими владельцу, пользователю, арендатору оленьих пастбищ в результате нарушения земельного законодательства, включая упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном Гражданским  Кодексом Российской Федерации.
2.Самовольно занятые  оленьи пастбища возвращаются владельцам, арендаторам. Нарушители подвергаются штрафу в административном порядке.
3.Приведение оленьих пастбищ в пригодное для использование состояние при их захламлении, порче, самовольном занятии,снос строений и сооружений при самовольном строительстве производится организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях,  за их счет.
Статья 14.  Возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием оленьих пастбищ, а  также ограничением прав владельцев, пользователей и арендаторов.
1.Убытки, причиненные изъятием или временным занятием оленьих пастбищ для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав владельцев, пользователей и арендаторов или ухудшением качества оленьих пастбищ в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций и граждан подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в рсчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) владельцам, пользователям и арендаторам, понесшим эти убытки.
2.Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Охрана оленьих пастбищ
Задачи охраны оленьих пастбищ определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
2.В целях охраны оленьих пастбищ от пожаров и других стихийных бедствий в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, орган исполнительной власти Магаданской области разрабатывает областную программу по охране оленьих пастбищ от пожаров и других стихийных бедствий.
4.Оленьи пастбища должны использоваться в полном соответствии с проектами землеустройства.
5.Движение гусеничного транспорта по оленьим пастбищам в бесснежное время года за пределами специально выделенных трасс запрещается.
6.Транспортировка, хранение, утилизация, захоронение промышленных отходов на оленьих пастбищах не допускается
Глава III. Регулирование оленеводства
Статья 16. Основные направления государственной поддержки северного оленеводства.
1.Администрация Магаданской области в соответствии с законодательством Российской Федерации проводит государственную политику в области сохранения и развития оленеводства и образует в этих целях соответствующие органы управления.
2.Государственная  поддержка северного оленеводства осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов и направлена на:
- разработку и совершенствование законодательства об оленеводстве;
- разработку и осуществление программ государственной поддержки оленеводства;
- утверждение стандартов, норм и правил а области оленеводства;
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об оленеводстве;
- регистрацию оленей (стад) и субъектов оленеводческой деятельности;
- выдачу лицензий на осуществление деятельности в области оленеводства, сертификатов (свидетельств);
- обеспечение экспертизы продукции оленеводства ;
- льготное налогообложение физических и юридических лиц, занимающихся оленеводством;
- реализацию продукции оленеводства через систему заказов и договоров;
- ежегодную дотацию на продукцию северного оленеводства, реализуемую оленеводами или оленеводческими хозяйствами в размере, обеспечивающем возмещение средних сложившихся затрат на ее производство;
-  охрану оленьих пастбищ от пожаров;
- проведение землеустроительных и других работ, связанных с изучением оленьих пастбищ, оценкой их экологического состояния и воздействия на них хозяйственной и иной деятельности, а также на разработку землеустройтельной документации, необходимой для осуществления охраны и рационального использования пастбищ;
- обеспечение  оленьих стад бесплатным зоотехническим и ветеринарным обслуживанием;
- организацию и проведение  мероприятий по борьбе с хищниками,  по  учету   диких северных оленей и регулированию их численности;
- возмещение стоимости комбинированных кормов для домашних северных оленей в случаях стихийных бедствий (гололед, наст и другие);
- компенсацию затрат оленеводов или оленеводческих хозяйств на обязательное страхование  домашних северных  оленей;
- организацию работы по подготовке специалистов оленеводства;
- предоставление социальных гарантий оленеводам и их семьям;
- обустройство производственно-бытовых комплексов  на маршрутах выпаса оленьих стад ;
- централизованное обеспечение топливом, горюче-смазочными материалами и материально-техническими ресурсами;
- авиационное, медицинское, торговое и культурное обслуживание оленеводов;
2. Администрация Магаданской области , предоставляя государственную поддрежку собственникам (владельцам) оленей, имеет право определять порядок учета и отчетности, устанавливать минимальные закупочные цены на продукцию оленеводства, регулировать экспорт пантов,   эндокринно-ферментного  и других видов сырья, получаемого от оленей, а также  экспорт препаратов , полуфабрикатов и изделий,  изготовленных из этого сырья.
Статья 17. Поддержка оленеводства органами местного самоуправления
1.Поддержка оленеводства  осуществляется органами местного самоуправления  в той мере, в какой данная деятельность способствует сохранению традиционных методов ведения и охраны оленеводства, поддержанию устойчивого воспроизводства домашних северных оленей, удовлетворению потребности  коренного населения в продукции оленеводства.
2.Органы местного самоуправления совместно с субъектами оленеводческой деятельности могут разрабатывать территориальные программы развития оленеводства применительно к местным условиям и осущетсвлять их финансирование за счет местных бюджетов.
Статья 18. Лицензирование
Отдельные виды деятельности, связанные с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией оленеводческой  продукции (сбор, реализация пантов; производство и реализация эндокринно-ферментного сырья) подлежат лицензированию в соответствии с законодательством и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и изданными на их основании законами и нормативными правовыми актами Магаданской области.
Статья 19. Государственная регистрация оленеводческих хозяйств
1.Государственная регистрация оленеводческих хозяйств производится органами государственной власти согласно действующему законодательству.
2.Оленеводческие хозяйства создаются в организационно-правовых формах, установленных действующим законодательством.
Статья  20. Учет и отчетность в оленеводстве
1.Порядок учета и отчетности для субъекта оленеводческой деятельности в соответствии с организационно-правовой формой устанавливается Правительством Российской Федерации и Администрацией Магаданской области .
2.Учет поголовья домашних северных оленей независимо от форм собственности осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления.
3.Комиссии по учету поголовья  домашних  северных оленей создаются ежегодно органами местного самоуправления района. Комиссии проводят инвентаризацию оленей в районе один раз в год. Результаты просчета предоставляются в органы статистики, налоговую инспекцию и иные службы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
4.В состав комиссий включаются представители общественных объединений коренных малочисленных народов Севера соответствующего муниципального образования, юристы, представители государственной ветеринарной службы, уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления и иные лица по решению органов местного самоуправления.
Статья 21. Порядок содержания домашних оленей
1. Домашние северные олени должны содержаться в соответствии со стандартами, утвержденными администрацией Магаданской области.
2.Максимальная численность основного поголовья  домашних северных оленей не должна превышать оленеемкость закрепленных за пользователем участков пастбищ.
3.Соответствие численности домашних оленей емкости пастбищ регулируется на основании научных рекомендаций нормативным правовым  актом органа исполнительной власти Магаданской области
4.Превышение численности домашних северных оленей на закрепленных за субъектами оленеводческой деятельности,независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оленьих пастбищах подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
5.За превышение общей численности оленей над емкостью  пастбищ, закрепленных за оленеводческими хозяйствами, независимо от форм собственности устанавливается администрартивная ответственность в виде штрафа:
-для граждан в размере 0.5- до 5 минимальных размеров оплаты труда;
-для должностных лиц в размере от 5 до 8 минимальных размеров оплаты труда.
6.Штрафы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях органами местного самоуправления по представлению уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления, специальным уполномоченным территориальным органом по земельным ресурсам и землеустройству Магаданской области, специальным уполномоченным органом по охране окружающей среды Магаданской области либо по их представлению судом.
7.Штрафы зачисляются в бюджеты соответствующих муниципальных образований и расходуются на восстановление продуктивности оленьих пастбищ.
Статья 22. Племенная работа
1.Основа разведения  оленей в Магаданской области- местная эвенская порода домашних северных оленей, является историческим достоянием коренных народов Севера и охраняется государством.
2.Племенная работа выполняется в соответствии с федеральным законодательством о племенном животноводстве и направлена на сохранение и совершенствование продуктивно-племенных качеств разводимой в области эвенской породы оленей.
3.Собственники (владельцы) домашних северных оленей  должны проводить в стаде племенную работу  направленную  на повышение биологической ценности и продуктивности  оленей .
Статья 23. Ветеринарный надзор и ветеринарное обслуживание в оленеводстве.
1.Государственный  ветеринарный надзор в оленеводстве осуществляют  учреждения государственной ветеринарной службы Магаданской области (областная, районные станции по борьбе с болезнями животных) в целях обеспечения стойкого эпизоотического благополучия, своевременного проведения профилактических мероприятий и выпуска доброкачественной в ветеринарно-санитарном отношении продукции.
2.Государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за возникновением и распространением заболеваний домашних северных оленей, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний домашних северных оленей, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране и регулированию использования  объектов оленеводства обязаны оповещать об этом органы исполнительной власти Магаданской области, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации.
3.Ветеринарные мероприятия в оленеводстве осуществляют хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, силами своих ветеринарных специалистов. При  отсутствии в них ветеринарных специалистов ветеринарные мероприятия в оленеводстве проводят учреждения государственной ветеринарной службы Магаданской области за счет средств соответствующих бюджетов и по договорам с субъектами оленеводческой деятельности.
Статья 24.Охрана оленей от хищников
1.Собственники (владельцы) домашних северных оленей обязаны осуществлять курглосуточную  охрану  стада, вести борьбу  с хищниками.
2.Отстрел волков ведется по согласованию с органами государственного  территориального управления  по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов за счет средств  бюджета Магаданской области.
3.Оленеводы для борьбы с хищниками имеют право на приобретение, хранение и ношение нарезного охотничьего оружия в порядке, установленным Федеральным Законом  “Об оружии”.Право на хранение и ношение нарезного охотничьего оружия предоставляется оленеводам на весь период их работы в оленеводстве.
Статья 25. Регулирование численности диких северных оленей.
Численность диких северных  оленей должна соответствовать емкости пастбищ, установленному ареалу их  обитания и регулироваться органами государственной власти и органами местного самоуправления по согласованию с научными учреждениями.
Статья 26. Права и обязанности собственника (владельца) оленей и оленьих пастбищ
1.Собственники (владельцы) оленей и оленьих пастбищ  имеют право:
а)заниматься оленеводством согласно зоотехнических правил содержания домашних северных оленей;
б)комплексно использовать на территории землеотвода оленьих пастбищ биологические ресурсы с соблюдением соответствующих правил и норм, закрепленных в природоохранном законодательстве;
в) возводить на территории  землеотвода  оленьих  пастбищ  производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения с соблюдением санитарной, пожарной и экологической безопасности; бесплатно использовать  древесину на топливо и  для  строительства производственно-бытовых сооружений;
г)вести на территории землеотвода оленьих пастбищ безлицензионную охоту на копытных животных, пушных зверей и рыбную ловлю в пределах необходимой потребности на питание и одежду.
д)получать компенсацию, включая упущенную выгоду при изъятии оленьих пастбищ для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам.
2. Собственники (владельцы) оленей и оленьих пастбищ  обязаны:
а)вести учет оленей и предоставлять необходимую отчетность согласно нормативным актам администрации Магаданской области.
б)обеспечить содержание оленей в соответствии со стандартами, утвержденными администрацией Магаданской области;
в)вести племенную работу, оказывать содействие в проведении ветеринарных мероприятий, обеспечивать строительство необходимых для этого производственных сооружений;
г)не оставлять пастбща без хозяйственного использования;
д)использовать оленьи пастбища в соответствии с их целевым назначением; не нарушать права других собственников (владельцев) и арендаторов оленьих пастбищ;
е)при проведении хозяйственной и иной деятельности на территории оленьих пастбищ соблюдать:
-правила пожарной безопасности;
-организационные  и технологические меры, обеспечивающие рациональное использование запасов подножных кормов;
-порядок пользования лесами, водными и другими ресурсами, не допускать ущерба окружающей среде, ухудшения экологической обстановки;
-природоохранное законодательство при проектировании и строительстве производственных объектов;
-правила хранения, транспортировки, утилизации, удаления, захоронения бытовах и промышленных отходов;
ж)своевременно предоставлять в органы местного самоуправления, установленные законодательством Российской Федерации и Магаданской области, сведения о состоянии и использовании оленьих пастбищ;
з)обеспечить  обустройство труда и быта оленеводов, строительство производственных сооружений (зимние и летние базы, изгороди,корали,ледники,сооружения для переработки продукции оленеводства);
и)обеспечить охрану труда работников оленеводческих стад, социальные гарантии и оплату труда не ниже установленного законодательством (статьей 33 настоящего закона);
к)другие обязанности,предусмотренные законом или договором в соответствии с действующим законодательством.
Статья 27. Межсубьектные отношения в процессе осуществления оленеводческой деятельности
1.Оленеводческие хозяйства независимо от форм собственности  вправе осуществлять прогон  либо выпас оленей на соседних земельных участках на основании договоров с владельцами, собственниками, арендаторами таких участков либо по решению суда.
2.Маршрут прогона и выпаса оленей утверждается органами местного самоуправления на основании по ходатайству заинтересованных лиц и по согласованию с органами землеустройства и государственного ветеринарного надзора Магаданской области. Настоящий порядок действует до вступления в силу соответствующего федерального закона, регулирующего осуществление права ограниченного пользования чужим земельным участком.
4.В случаях установления наличия оленьих стад, традиционно выпасающихся  на территориях других субъектов Российской Федерации, граничащих с территорий Магаданской области,  маршруты этих стад и территории их выпаса согласуются на основе договоров, заключаемых администрацией области с органами исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации по заявлениям субъектов оленеводческой деятельности.
Статья 28. Возмещение потерь оленеводческого производства
1.Потери оленеводческого производства, вызванные изъятием оленьих пастбищ, расположенных на землях лесного фонда, для использования их в целях не связанных с ведением оленеводства, а также ограничением использования, вызванного деятельностью предприятий, организаций, подлежат возмещению в бюджеты  соотвествующих органов местного самоуправленияч, в ведении которых находятся  эти оленьи пастбища, и землепользователей в порядке, установленном действующим законодательством. Указанные потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей  14 настоящего  закона.
2. Потери оленеводческого производства возмещаются:
-предприятиями, организациями, которым отводятся оленьи пастбища для нужд, не связанных с оленеводством;
-предприятиями, организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные, защитные зоны.
3.Размеры, порядок определения подлежащего возмещению потерь, а также случаи освобождения от их возмещения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 29. Основания и порядок прекращения занятия оленеводством
1.Занятие оленеводством прекращается в случаях:
-отказа от занятия оленеводством как основным видом деятельности;
-истечения установленного лицензией срока занятия оленеводством;
-нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей  природной среды и условий  занятия оленеводством как видом деятельности, оговоренных в лицензии;
-возникновении необходимости в изъятии из пользования объектов оленеводства;
-использования территорий, предоставленных для занятия оленеводством  для государственных нужд и невозможностью предоставления компенсации в натуре;
-ликвидации в установленном порядке юридического лица, основным видом деятельности которого являлось оленеводство.
2.Право занятия оленеводством прекращается путем аннулирования соответствующими органами предоставленных ими лицензий либо по решению судебных органов.
3.Решение о прекращении занятия оленеводством как основным видом деятельности может быть обжаловано в суде в установленном порядке.
Глава IV.  Экономические  основы оленеводства
Стаья 30. Право собственности в оленеводстве
1.Домашние северные олени  являются национальным достоянием и могут находиться в частной, муниципальной, государственной собственности.
2.Домашние олени и получаемая от оленеводства продукция принадлежат их собственнику.
3.Право собственника (владельца оленей) подтверждается  личным клеймом или меткой, которыми метится каждое животное.
Статья 31. Клеймение домашних северных оленей.
1.Собственники домашних северных оленей обязаны иметь необходимое для учета оленей  индивидуальные клейма, или метки, образцы которых подлежат регистрации в органах местного самоуправления
2.Порядок, сроки и способы меченья оленей устанавливаются органами местного самоуправления.
3.При продаже, обмене и дарении домашних северных оленей проводится обязательная замена клейм и меток прежних собственников на клейма или метки новых собственников. Данная норма не распространяется на продажу домашних северных оленей в целях убоя.
4.Олени должны быть помечены  зарегистрированной меткой или клеймом до  первого декабря текущего года.  Непроклейменные или немеченные олени подлежат реализации и вырученные средства направляются во внебюджетные фонды оленеводства.
Статья 32.Закупка продукции оленеводства.
1. Администрация Магаданской области гарантирует по договорам закупку продукции оленеводства в полном объеме, предъявленном собственниками (владельцами) оленей.
2.Продукция оленеводства по качеству должна соответствовать государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым условиям, устанавливаемым договорами.
Статья 33. Государственное финансирование оленеводства.
1. В бюджете Магаданской области ежегодно отдельной строкой предусматриваются средства на:
- ежегодную дотацию на продукцию оленеводства, реализуемую товаропроизводителями всех форм собственности, на уровне, обеспечивающем возмещение затрат на производство и рентабельность не ниже 25 процентов;
- дотацию в размере  100 процентов затрат на содержание объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах и местах производственной деятельности;
- освобождение авиауслуг по обслуживанию оленьих стад, предприятий, перерабатывающих продукцию оленеводства, от налога на добавленную стоимость;
- землеустройство и охрану оленьих пастбищ от пожаров;
- гарантированную заработную плату оленеводам в размере десяти минимальных размеров оплаты труда;
- компенсацию в размере 80 процентов фактических затрат по завозу  продукции (товаров) от пунктов централизованной доставки грузов (авиационные, речные и морские порты) к местам производственной деятельности;
- компенсацию в размере  75 процентов фактических затрат на топливо и горюче-смазочные материалы, используемые на производственные цели, а также 50 процентов стоимости комбикорма для оленей в случае стихийных бедствий и бескормицы;
- компенсацию и возмещение расходов на проезд в отпуск оленеводов и членов их семей один раз в два года;
- компенсацию по оплате проезда, связанного с поездками по социальным нуждам (медобслуживание, лечение, протезирование, похороны, оздоровительный отдых);
-100 процентную компенсацию платежей по страхованию поголовья оленей от гибели в результате стихийных бедствий, потравы хищниками, массовых заболеваний, пожаров, экологических аварий и катастроф;
-возмещение затрат по выработке собственной электроэнергии, отпускаемой населению;
-ветеринарное обслуживание оленеводства и борьбу с хищниками;
-племенную работу в оленеводстве;
-осуществление планового обустройства производственно-бытовых комплексов  на маршрутах выпаса стад;
- медицинское, торговое и культурное обслуживание оленеводов;
-финансирование научных исследований по проблемам оленеводства.
2.Порядок оказания мер государственной поддержки оленеводства, установленных настоящей статьей, регулируется органом исполнительной власти Магаданской области.
3.В целях повышения эффективности и сохранения оленеводства при органе управления сельским хозяйством  Магаданской области создает специальный целевой фонд поддержки и развития оленеводства за счет добровольных взносов юридических и физических  лиц, а также за счет установленной администрацией области системы платежей , включающей государственные средства Российской Федерации и доходы предприятий в том числе  ведущих эксплуатацию  ресурсов недр и  биоресурсов на территории  районов, где  существует оленеводство.  Средства фонда могут расходоваться в том числе для страхового возмещения потерь от стихийных бедствий, эпизоотий, ухудшения пастбищ.
Статья 34. Налогообложение в оленеводстве.
Физическим и юридическим лицам, занимающимся оленеводством, а также переработкой и сбытом продукции оленеводства, Законом Магаданской области  устанавливаются налоговые льготы в виде освобождения их от налогов и обязательных платежей в специальные фонды в части, зачисляемой в окружной бюджет
Глава V. Социальная защита лиц, занятых в оленеводстве
Статья 35. Государственные социальные гарантии и компенсации лицам, занимающимся оленеводством
1.Государственные социальные гарантии и компенсации гражданам, занимающимся оленеводством, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Дополнительные социальные гарантии и компенсации гражданам, занимающимся оленеводством, устанавливаются законом Магаданской области.
3.Лица, занимающиеся оленеводством и ведущие кочевой образ жизни независимо от форм собственности и организационно-правовой формы  деятельности, имеют право на гарантированное месячное  социальное пособие, если совокупный доход от основной деятельности на одного члена их семей ниже прожиточного минимума, установленного в Магаданской области.
Статья 36. Пенсионное обеспечение,
Оленеводам устанавливается льготное пенсионное обеспечение, предусматривающее увеличение размера пенсии, снижение пенсионного возраста. Указанные льготы устанавливаются пенсионным законодательством.
Cтатья 37. Медицинская помощь и обязательное страхование жизни оленеводов и членов их семей
Администрация Магаданской области:
-обеспечивает контроль за охраной труда и целенаправленную профилактику производственной заболеваемости среди работающих в оленеводстве;
-предоставляет оленеводам и членам их семей, подверженным профессиональным заболеваниям, гарантированную медицинскую помощь, санитарно-курортное восстановительное лечение, лекарственные средства и изделия медицинского назначения на льготных условиях в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и иными законами, нормативными  правовыми актами Российской Федерации и Магаданской области;
-обеспечивает оленеводов и членов их семей обязательным страхованием жизни и обязательным медицинским страхованием.
Глава VI. Сохранение культурного наследия и среды обитания коренных малочисленных народов Севера.
Статья 38. Сохранение культурных традиций оленеводства
1.В целях сохранения и дальнейшего развития самобытной оленеводческой культуры  и бережной  эксплуатации  возобновляемых  природных ресурсов органы государственной власти Магаданской области разрабатывают и принимают целевые программы, формируют внебюджетные фонды развития коренных малочисленных народов Севера за счет части платежей за право пользования возобновляемыми природными ресурсами на территории их проживания в соответствии с законодательством Магаданской области.
2.Целевые программы предусматривают осуществление следующего комплекса мероприятий:
а)введение в учебную программу сельских общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования предмета “Оленеводство”, включающего также фольклор, традиции и обычаи коренных малочисленных народов Севера;
б)издание учебников, пособий, художественной литературы, создание видео –и кинофильмов, посвященных оленеводству;
в)поддержку агиткультбригад, систематическую организацию выставок, посвященных оленеводству и природопользованию;
г)регулярное освещение в областных и районных средствах массовой информации условий труда и быта оленеводов, поддержку специального издания “Новости оленеводства”, в котором  публикуются статьи о состоянии дел в оленеводстве области, научные рекомендации, а также материалы по традициям, обычаям и фольклору коренных малочисленных народов Севера;
д)организацию ежегодных слетов оленеводов и ярмарок по реализации изделий из продукции оленеводства;
е)иные мероприятия, направленные на сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера.
Статья 39. Подготовка кадров для оленеводства
1.Обеспечение стабильности кадров в оленеводстве осуществляется организацией системы подготовки и обучения специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации и Магаданской области, зарубежных  стран, отдавая приоритет в подготовке специалистов по специальностям: зоотехния, ветеринария, технология переработки продукции оленеводства, экономика, бухгалтерский учет.
2.Прием молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в средние специальные и высшие учебные заведения Магаданской области проводится на льготных условиях путем установления квот бесплатного обучения и выплаты стипендий за счет средств местного или областного бюджетов.
3.Орган исполнительной власти Магаданской области и органы местного самоуправления оказывают содействие молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в получении необходимого специального образования в средних специальных и высших учебных заведениях за пределами Магаданской области путем заключения договоров с соответствующими образовательными учреждениями.
4.Лицам, впервые выезжающим на работу в оленеводство, в том числе молодым специалистам устанавливается единовременное пособие в размере  50-кратной минимальной оплаты труда из средств, предусмотренных на социальную помощь населению.
Статья 40. Сохранение среды обитания объектов оленеводства
1.Деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания домашних северных оленей, ухудшение условий их размножения, питания отдыха и миграции должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Магаданской области.
2.Основные требования по предотвращению гибели оленей при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации  транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Магаданской области и меры ответственности за их невыполнение устанавливаются органами областной исполнительной власти автономного округа по согласованию с органами местного самоуправления и общественными организациями коренных малочисленных народов Севера.
3.Юридическим и физическим лицам запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для оленей и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели оленей, а также ухудшения среды их обитания.
Глава VII.  Международное сотрудничество, научные исследования в области оленеводства
Статья 41. Международное сотрудничество.
1.Органы государственной власти Магаданской области содействуют развитию международного сотрудничества в области оленеводства
2.Международное сотрудничество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 42.Научные исследования в оленеводстве
1.Научные исследования в области оленеводства осуществляются на конкурсной основе научно-исследовательскими учреждениями, творческими коллективами   и отдельными учеными  по договорам с органами исполнительной власти Магаданской области и органами местного самоуправления, оленеводческими хозяйствами, юридическими лицами, не относящимися к оленеводческим хозяйствам.
2.При проведения научных исследований в области оленеводства за счет бюджетных средств приоритет отдается разработкам:
а) научно-технических программ развития  оленеводства;
б)систем информационного обеспечения  оленеводства;
в)безотходных технологий переработки продукции оленеводства;
г)усовершенствованию приемов рационального использования кормовых ресурсов оленьих пастбищ и методов оптимизации кормления домашних северных оленей;
д)определению нормативов, необходимых  для оценки экологического состояния оленьих пастбищ и установления порядка возмещения ущерба оленеводству и оленьим пастбищам, причиненного строительством, транспортом, горно-геологическими работами, потравой пастбищных угодий и другими причинами;
е) усовершенствованию методов племенной работы в оленеводстве;
ж)усовершенствованию методов профилактики и лечения болезней  северных оленей;
з)усовершенствованию условий труда и быта оленеводов;
Глава VIII. Заключительные положения.
Статья 43. Ответственность за неисполнение  настоящего закона.
Руководители оленеводческих хозяйств, собственники (владельцы) оленей, а также должностные лица государственных органов и местного самоуправления несут ответственность за невыполнение настоящего закона в соответствии с действующим законодательством.
Статья 44. Разрешение споров.
Споры, возникающие при применении настоящего закона, разрешаются в порядке, определенном действующим законодательством.
Статья 45. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий  Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в областных средствах массовой информации.
Статья 46.Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Органу исполнительной власти Магаданской области и органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим Законом изданные ими нормативные правовые акты в области оленеводства.

Губернатор Магаданской области
      В.И.Цветков